Выход аграриев в онлайн: рывок в виртуальность
время публикации: 14:00 09 июня 2015 года
Сельское хозяйство уходит в онлайн, а россияне не экономят на детях – такие выводы позволяет сделать анализ статистики запросов пользователей по итогам первого квартала текущего года. Генеральный директор компании Allbiz Дмитрий Лисицкий рассказывает о том, как меняется рынок.
Большой опыт работы в e-commerce помогает осознать, что онлайн-торговля – это не отдельное виртуальное пространство, а неотъемлемая часть российского бизнеса. И тренды интернет-торговли отражают ключевые процессы, происходящие в российской экономике, в особенности в нише малых и средних предпринимателей. Приведенные ниже данные основаны на торговой активности в онлайне, но, думаю, что с некоторыми поправками вполне справедливо отражают картину делового мира и за его пределами.
На нашей площадке наблюдается рост количества запросов по всем основным категориям продукции. По итогам I квартала самыми востребованными сегментами в российском секторе стали продукты и напитки, сельское хозяйство и промышленность: прирост количества обращений составил 78%, 188% и 39% для каждой категории соответственно. А поскольку интерес к этим видам продукции формирует более трети всего объема запросов, то утверждение о высоких квартальных темпах роста бизнес-активности в e-commerce, на мой взгляд, вполне имеет право на жизнь.
Именно в первом квартале обнаружилась весьма любопытная тенденция, порожденная отчасти кризисными явлениями, отчасти – характерным вектором развития онлайн-торговли. По сравнению с предыдущим кварталом доля сельскохозяйственной продукции в общем количестве запросов выросла с 7% до 13%. Это весьма заметный сдвиг для небольшого промежутка времени, и объясняется следующими причинами. Спрос подогрела подготовка фермеров к посевной компании, но мы наблюдали рост и до ее начала и уже сейчас, когда поля засеяны. Поэтому влияние оказал не только и не столько сезонный фактор, сколько очень важный тренд: выход аграриев в онлайн. Трудно сказать, какой фактор стал ключевым – сыграл роль кризис, рост цен или введение санкций, но факт очевиден: фермеры активно осваивают инструменты интернет-торговли, находят заказчиков в онлайне, привлекают новых партнеров в других регионах и даже в других странах. По нашим оценкам, каждый пятый запрос на продукцию отечественных сельхозпроизводителей поступает из-за рубежа. В целом же в аграрном секторе лучше всего продавались семена, удобрения, техника, товары для животноводства и птицеводства.
Ярче всего кризисная настороженность проявилось в динамике чисто ритейловых категорий. Так, например, темпы роста запросов по категории «Одежда и обувь» заметно снизились и, конечно, здесь очевидны последствия сокращения потребительских расходов. Но – и это радостно осознавать – сократив масштабы шопинга для себя-любимых, россияне не стали экономить на детях. По сравнению с четвертым кварталом 2014 года популярность одежды для девочек выросла в 1,8 раза, детской обуви – в 2 раза, а комплектов для новорожденных – в 2,5 раза. С обстановкой квартиры и драгоценностями потребители решили повременить: например, количество запросов по категории «Мебель» в апреле 2015 года на 30% ниже прошлогодних цифр в том же месяце, а для ювелирных изделий падение составило 27%. Эта печальная участь, как ни странно, не коснулась шуб: зимой мы даже увидели небольшой рост «мехового» спроса, что, вероятнее всего, объясняется привычкой покупателей искать самые выгодные предложения в интернете.
Не могу не отметить весьма позитивный спад, как бы странно это ни прозвучало. По итогам первого квартала количество запросов по категории «Оружие и экипировка» снизилось на 32% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а если брать апрель-2015 к апрелю-2014, то сокращение составило 58,5%. Это не может не радовать – ведь повышенный спрос был спровоцирован усилением военной риторики в СМИ и соцсетях. И в данном случае минус на минус дает большой и жирный плюс: россияне стали спокойнее.
Если обратиться к географии сделок, то здесь никаких сюрпризов не случилось. Самый активный регион-покупатель – Москва, следом с более чем двукратным отставанием идет Санкт-Петербург, «бронза» у Московской области.
А вообще жизнь продолжается: активность в e-commerce растет, в интернет приходят принципиально новые отрасли из B2B, долго и упорно избегавшие интернет-торговли. Речь не только об аграриях – появляется больше промышленников, пищевиков, текстильных предприятий. Кризис стал драйвером популяризации e-commerce. Растеряв некоторые «офлайновые» возможности, B2B-компании вынуждены в срочном порядке избавляться от ложных стереотипов и искать заказчиков и поставщиков в новых для себя пространствах. И, по моим прогнозам, в ближайшем будущем нас ждет восходящая динамика в темпах ростах электронной коммерции. По крайней мере, на основных рынках – продуктовом, аграрном, промышленном и строительном. Здесь политика бессильна: люди могут скромнее одеваться, проще питаться, отказаться от дорогих ремонтов и бриллиантов, сократить обороты собственного бизнеса. Но совсем есть, пить, носить одежду и строить они не перестанут.
Генеральный директор компании Allbiz Дмитрий Лисицкий
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...